Notice: Uninitialized string offset: 0 in /usr/www/sitetest/root/kaminsky/nocache.php on line 247

Notice: Uninitialized string offset: 1 in /usr/www/sitetest/root/kaminsky/nocache.php on line 247
Реальный путь для инвестиций
ГлавнаяПрямая речь → Реальный путь для инвестиций

Реальный путь для инвестиций

 

 

Ситуация в социально-экономической сфере Приднестровья в настоящее время такова, что требует на законодательном уровне поиска таких решений, которые в первую очередь создали бы дополнительные выгодные условия для привлечения инвестиций в целях подъема экономики. Как все понимают, это именно тот краеугольный камень, который в основе своей предполагает и увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, и создание дополнительных рабочих мест, и сокращение безработицы, и решение социальных обязательств государства.
Таким задачам отвечает совершенно новый для законодательного поля Приднестровья проект закона «О государственно-частном партнерстве», автором которого является депутат Верховного Совета ПМР А.В. Каминский. Данный проект и разработан в целях содействия привлечению частных инвестиций для реализации общественно и социально значимых проектов.
Об особенностях данного нового для республики законопроекта – беседа с его автором, А.В. Каминским.

– Почему разработка именно данного законопроекта потребовалась в первоочередном порядке, и есть ли опыт государственно-частного партнерства в других государствах?


– Думаю, что представители всех ветвей государственной власти, вновь сформированного правительства, гражданского общества сегодня ясно сознают, что одной из ключевых задач, стоящих перед государством в столь тяжелой экономической ситуации, которую мы наблюдаем в настоящий период, является выработка конструктивного механизма взаимодействия государства и бизнеса. Данную задачу не решить лозунгами и призывами – необходимы соответствующие привлекательные условия, реальные механизмы, закрепленные на законодательном уровне. Однако
необходимо, на мой взгляд, выстроить такую систему привлечения бизнес-сообщества к решению стоящих перед страной стратегических задач, их участия в конкретных программах, чтобы при этом не подавлять и не ущемлять ни интересы бизнеса, ни законные права государства.
Одним из путей такого взаимовыгодного взаимодействия и является создание государственно-частных партнерств (далее сокращенно ГЧП), в рамках которых будут реализоваться совместные проекты на основе взаимной ответственности и взаимного интереса.
Ключевым вопросом является создание законодательного обеспечения, организационно-правового механизма, который позволил бы соединить двусторонние интересы и направить соответствующие ресурсы для модернизации производства, инфраструктуры, расширения экспорта и вытеснения импорта, выпуска конкурентоспособной продукции переработки.

Должен отметить, что подобные идеи о необходимости развития государственно-частного партнерства при реализации отдельных проектов в экономической сфере, в сфере ЖКХ и т. д. в последние годы стали появляться и обсуждаться и в кругах бизнес-сообщества Приднестровья. Подобного современного опыта сотрудничества у нас, надо признать, пока нет, более того, отсутствует он на должном уровне и в Российской Федерации, на законодательство которой мы ориентируемся. Хотя в государственной программе развития РФ предусматривается развитие механизмов ГЧП, уже появились первые примеры, реорганизация энергохолдинга РАО «ЕЭС России», в частности. Во многих же других странах мира накоплен достаточно богатый опыт применения такого партнерства.
У нас же реальные процессы в экономике, сама ситуация в республике подсказывают, что положительные сдвиги здесь могут произойти в первую очередь при реализации внутренних возможностей и неиспользованных резервов. Такой резерв и заключается, на мой взгляд, в государственно-частных партнерствах. Скажем так, если частным компаниям сегодня не выгодно, а у государства не хватает средств на реализацию важных для экономики, социальной сферы проектов, то выход видится в объединении усилий обеих сторон, ибо это в первую очередь необходимо обществу, людям.

– Надо полагать, что процесс перехода к ГЧП – сложный и пока вызывающий немало вопросов у представителей бизнеса. Многие склонны предположить, что установленные правила будут предусматривать в большей степени интересы государства. В чем будет заключаться заинтересованность частного предпринимательства, и будет ли сохраняться какая-то принципиальная грань между частным и государственным?

– Действительно, вопрос сложный. Разработанный законопроект предусматривает создание такого механизма взаимодействия государственной власти и частного бизнеса, чтобы даже при реализации общественно значимых проектов – а их спектр может быть достаточно широк, от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления различных услуг – он отличался бы определенной уравновешенностью интересов, прав и обязанностей сторон.
Да, в нашей республике существуют определенные отрасли и предприятия, находящиеся в государственной собственности или с долей государственной собственности. Она сохраняется для выполнения государством своих обязательств перед обществом, обеспечения государственной безопасности в различных сферах. С другой стороны, что мешает государству использовать для реализации своих функций частное предпринимательство, которому присущи мобильность, эффективность использования ресурсов, инновационные подходы? Ведь можно совершенно без каких-либо государственных перемен и социальных потрясений успешно задействовать преимущества обоих видов собственности, и сделать это можно в рамках ГЧП.
Скажу больше: имеющийся опыт подобного партнерства в других государствах свидетельствует о возможности при сохранении важнейших национальных объектов в государственной собственности передачи части функций собственника частному сектору. Я имею в виду прежде всего такие функции, как строительство, эксплуатация, содержание объектов и даже управление ими. Таким образом, в традиционную государственную сферу экономики с успехом можно привнести разного рода частные товары и услуги. Что это в результате дает? Это создает условия для более эффективного функционирования объектов либо отраслей, рационального использования ресурсов. Проекты ГЧП облегчают выход на мировые рынки капиталов, стимулируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор. Частный бизнес находит свое применение в рамках территории, на которой находится, получая свои выгоды; государство, в свою очередь, расширяет возможности отечественного бизнеса, экономя одновременно на своих затратах. При этом для поощрения частного капитала к реализации якобы непривлекательных проектов государство предоставляет налоговые льготы или дотации.
Здесь должен подчеркнуть еще один очень важный аспект: при создании ГЧП государство не только создает дополнительные условия для развития бизнеса, но и защищает конкурентоспособность частных кампаний. А как известно, только конкуренция может обеспечить рост экономики. В этом также содержится бесспорное преимущество партнерских сообществ.

– Какие же формы могут приобретать ГЧП, и каким образом будут осуществляться правоотношения между партнерами?

– Для более эффективного с экономической точки зрения выполнения общественных задач при сотрудничестве государства и частного сектора могут применяться различные модели – организационные, модели финансирования и кооперации. К последней можно отнести сложную организацию холдинговых структур по сооружению объектов и их эксплуатации, к примеру, проекты по производственной инфраструктуре, энергосистеме, коммунальному хозяйству, строительству и ремонту дорог, услугам транспорта, реконструкции и строительству. Направлениями ГЧП могут стать многие иные сферы – здравоохранение и социальные услуги, профессиональное образование и переподготовка кадров, даже финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации, инновационных проектов и т.д.
К формам же ГЧП можно отнести, например, контракт как административный договор, аренду – и в форме договора аренды, и в форме лизинга, концессионные соглашения, которые получают в последнее время в разных государствах все большее распространение, а также такую известную форму партнерства государства и частного бизнеса, как совместные предприятия.
Разработанным законопроектом предлагается и конкретный порядок реализации правоотношений между партнерами в системе ГЧП. Здесь предусматриваются и создание соответствующей конкурсной комиссии по рассмотрению заявок и предложений от частного бизнеса, и параметры оценок по определению победителей, и проведение с ними переговоров и обсуждения условий сотрудничества, и непосредственное заключение договоров или соглашений и начало их реализации. Все это в законопроекте прописано.

Однако должен подчеркнуть очень важный момент: регулирующая роль в сфере партнерства с частным бизнесом остается за государством, и это мировая практика. Регулирующая деятельность в данном случае осуществляется в нескольких направлениях. Государство, в частности, вырабатывает стратегию и принципы отношений с частным бизнесом, формирует сферы взаимодействия для разработки и реализации партнерских проектов. Ну и, конечно же, оно непосредственно занимается организацией и управлением ГЧП, разрабатывает его формы и методы, а также конкретные механизмы реализации и контроля. Последнее очень важно, и при предварительном обсуждении концепции законопроекта у всех заинтересованных сторон нашлось принципиальное понимание необходимости того, что за государством при реализации проектов по линии ГЧП всегда должны оставаться рычаги контроля, включая контроль за технической, экологической безопасностью, контроль качества обслуживания пользователей, в том числе контроль тарифов, платежей и сборов.

– Нельзя не задать один из принципиальных вопросов: в чем заключаются гарантии для частного предпринимателя? Как известно, инвесторам необходимы не временные льготы, а долгосрочные гарантии возврата вложенного капитала, гарантии получения прибыли.

– Действительно, если нет таких гарантий, то связанные с этим риски приводят к сокращению инвестиционных предложений, а то и вовсе к «бегству» капитала из страны. Для начала необходимо разобраться в возможностях взаимодействия государства и бизнеса. Безусловно, эффективное партнерство реально при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны. Такой документ в виде закона парламент, как известно, планирует рассмотреть и принять в самое ближайшее время. С другой стороны, с целью привлечения инвесторов по схеме ГЧП государство планирует применение стимулирующих мер – субсидий, субвенций, возмещения затрат. В целом с принятием рассматриваемого законопроекта предполагается запустить новый механизм взаимодействия государства и бизнеса. И данный диалог предполагает быть взаимовыгодным и стабильным.
 

 

Источник: www.vspmr.org

16 марта 2012 года